Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.

Какие бывают операции на сердце?

Но вот, диагноз поставлен и врачам понятно, что надо делать дальше. Хотелось бы, чтобы к этому моменту вы тоже хорошо понимали, о чем пойдет речь, когда вам будут детально все объяснять, что нашли при обследовании, какой установлен диагноз, что необходимо делать и когда, чтобы выбрать наилучший путь лечения.

Здесь и сейчас решаются главные вопросы, и вы должны очень точно представлять себе, что вы хотите узнать, прежде чем примете решение, от которого многое зависит.

Вариантов разговора может быть несколько.

  1. Вам предложат операцию, как единственный выход, и врачи считают, что ее нужно делать срочно.
  2. Вам предлагают операцию, но говорят, что ее можно отложить на время.
  3. Вам отказывают в операции по самым разным причинам.

Вы должны понимать, о чем идет речь, и подготовиться к беседе. Постарайтесь быть спокойными и уверенными в себе и во врачах, которые хотят вам помочь. Вы должны быть вместе, на одной стороне, в борьбе за будущее ребенка. Обсудите все, но ваши вопросы должны быть грамотными. Поверьте, что от этого тоже многое зависит.

О чем же надо иметь представление, чтобы правильно спросить? Какие бывают операции? Что нужно сделать ребенку? Как все это будет? Кто будет это делать? Давайте спокойно поговорим об этом.

Сегодня все вмешательства, или операции, по поводу врожденных пороков сердца можно разделить на три категории: «закрытые» операции, «открытые» и «рентгенохирургические».

  • Закрытые операции — это хирургические вмешательства, при которых собственно сердце не затрагивается. Они выполняются вне его, и поэтому не требуют применения никакой специальной аппаратуры, кроме обычного хирургического инструментария. Полости сердца при них не «открывают», поэтому они так и называются — «закрытые», и их широко выполняют как первый этап хирургического вмешательства.

  • Открытые операции — это хирургические вмешательства, при которых необходимо открыть полости сердца, чтобы устранить имеющийся порок. Для этого применяют особый аппарат – аппарат искусственного кровообращения (АИК), или «сердце-легкие». На период операции и сердце, и легкие из кровообращения выключены, и хирург получает возможность выполнить любую операцию на так называемом «сухом», остановленном сердце.

    Вся венозная кровь больного направляется в аппарат, где, проходя через оксигенатор (искусственное легкое), насыщается кислородом и отдает углекислоту, превращаясь в артериальную. Затем артериальная кровь нагнетается насосом в аорту больного, т.е. в большой круг кровообращения. Современные технологии позволяют все внутренние части аппарата (в том числе оксигенатор), с которыми соприкасается кровь больного, сделать «одноразовыми», т.е. использовать их только один раз и только для одного больного. Это резко сокращает количество возможных осложнений.

    Сегодня благодаря АИКу можно без особого риска выключить сердце и легкие из работы на несколько часов (и у хирурга появляется возможность оперировать самые сложные пороки).

  • Рентгенохирургические операции появились относительно недавно, но, благодаря невероятному прогрессу современных технологий, уже заняли достойное место в арсенале кардиохирургии. Сегодня все чаще врачи используют тоненькие катетеры, на концах которых вмонтированы баллончики, заплаты или расширяющиеся трубочки (сложенные, как складной зонтик). С помощью катетера эти устройства проводят в полость сердца, или в просвет сосуда, а затем, расширяя баллончик, давлением разрывают суженный клапан, увеличивают или создают дефект перегородки или, напротив, открывая зонтик-заплату, дефект этот закрывают. Трубочки вводят в просвет нужного сосуда и создают более широкий просвет. У взрослых таким способом даже пытаются провести через катетер искусственный клапан аорты, но это пока только попытки. За ходом рентгенохирургической операции врачи следят на экране монитора и четко контролируют все манипуляции с зондом, и потому преимущество таких операций – не только меньшая травматичность, но и высокая безопасность и эффективность. Рентгенохирургия пока еще не вытеснила традиционные хирургические методы, но занимает все большее место и как самостоятельный метод, и как «вспомогательный», т.е. который можно применить не вместо, а вместе с обычной операцией, подчас во многом ее упростив и дополнив.

В зависимости от типа порока и состояния ребенка, хирургические операции могут быть экстренными, неотложными и элективными, т.е. плановыми.

Экстренные операции на сердце — это те, которые нужно делать немедленно после установления диагноза, потому что любое промедление угрожает жизни ребенка. При врожденных пороках такие ситуации — не редкость, особенно, когда это касается новорожденных. Здесь часто вопрос о жизни решают часы и минуты.

Неотложные операции — те, для которых нет такой безумной срочности. Операцию не надо делать сию минуту, а можно спокойно подождать несколько дней, подготовить и вас, и ребенка, но ее надо делать срочно, потому что потом может быть поздно.

Плановая, или элективная, операция — это вмешательство, сделанное в выбранное вами и хирургами время, когда состояние ребенка не внушает опасений, но операцию, тем не менее, откладывать уже не стоит.

Ни один кардиохирург никогда не предложит вам операцию, если ее можно избежать. Так, во всяком случае, должно быть.

В зависимости от подхода к хирургическому лечению различают радикальные и паллиативные операции.

  1. Радикальная операция на сердце — это коррекция, которая полностью устраняет порок. Ее можно сделать при открытом артериальном протоке, дефектах перегородки, полной транспозиции магистральных сосудов, аномальном дренаже легочных вен, атрио-вентрикулярной коммуникации, тетраде Фалло и некоторых других пороках, при которых отделы сердца полностью сформированы, и у хирурга есть возможность полностью разделить круги кровообращения, сохранив при этом нормальные анатомические отношения. Т.е. предсердия будут соединяться со своими желудочками через правильно расположенные клапаны, а от желудочков будут отходить соответствующие магистральные сосуды.

  2. Паллиативная операция на сердце — вспомогательная, «облегчающая», направлена на то, чтобы нормализовать или улучшить кровообращение и подготовить сосудистое русло к радикальной коррекции. Паллиативные операции не устраняют само заболевание, но существенно улучшают состояние ребенка. При некоторых очень сложных пороках, которые еще совсем недавно были вообще неоперабельными, ребенку предстоит одна, а иногда — две паллиативных операции, прежде, чем станет возможным выполнение окончательного радикального этапа.

    Во время паллиативной операции хирургическим путем создается еще один «порок», которого у ребенка изначально нет, но благодаря которому изменяются нарушенные пороком пути кровообращения в большом и малом кругах. Сюда относятся хирургическое расширение дефекта межпредсердной перегородки, все варианты межсосудистых анастомозов – т.е. дополнительных шунтов, сообщений между кругами. Операция Фонтена – наиболее «радикальный» из всех таких методов, после нее человек живет без правого желудочка вообще. При некоторых, наиболее сложных пороках сердце анатомически исправить невозможно, и хирургическое лечение, направленное на исправление кровотока, можно назвать «окончательной» паллиативной коррекцией, но никак не радикальной операцией.

    Иными словами, при пороках сердца, когда внутрисердечная анатомия — строение желудочков, состояние предсердно-желудочковых клапанов, расположение аорты и легочного ствола – изменены настолько, что не позволяют сделать настоящую радикальную коррекцию, сегодняшняя хирургия идет по пути как можно более раннего устранения плохо совместимых с жизнью нарушений кровообращения, а затем — долговременной паллиации. Первый этап такого пути — это спасение жизни и подготовка к дальнейшему лечению, и защита от будущих осложнений, второй — заключительный этап лечения. Все вместе — это длительный путь к окончательной операции, и на нем надо преодолеть одну, две, а иногда и три ступени, но, в конечном счете, сделать ребенка достаточно здоровым, чтобы он развивался, учился, вел обычную жизнь, которую эта долговременная паллиация ему обеспечит. Проверьте, совсем не так давно — 20–25 лет назад это было просто невозможно, и дети, родившиеся с пороками этой группы, были обречены на гибель.

    Такая «конечная паллиация» является единственным выходом во многих случаях, она, хотя и не исправляет сам порок, но обеспечивает ребенку почти нормальную жизнь путем улучшения смешения потоков артериальной и венозной крови, полного разделения кругов, устранения препятствий кровотоку.

Очевидно, что само понятие о радикальном и паллиативном лечении при некоторых сложных врожденных пороках сердца в значительной мере условно, а границы — стерты.



Возврат к списку


Запланируйте визит в наш центр

+7(495)268-03-28

Единый многоканальный телефон
понедельник - пятница с 8.30 до 17.30

ИНСТИТУТ КАРДИОХИРУРГИИ им. В.И. БУРАКОВСКОГО
Москва, Рублевское шоссе, 135
ИНСТИТУТ КОРОНАРНОЙ И СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ
Москва, Ленинский пр-т д.8 к.7