Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.

25.12.2009

К 70-летию ведущего кардиохирурга России. Степень риска: как ее просчитать?

В гостях у Ирины Кленской Лео Бокерия, академик РАМН, Главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им А. Н. Бакулева, президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», член Общественной палаты РФ.

И.К. – Что надо делать с сердцем?
Л.Б. – Беречь его, чтобы оно лучше работало. Если это будет так, значит, будет долгая и красивая жизнь.
И.К. – Вы так думаете?
Л.Б. – Я в этом убежден, потому что история человечества насчитывает уже многие тысячелетия, а сердце всего ставилось во главу угла, оно продолжает играть главную роль и сегодня.
И.К. – Страшно, когда болит сердце?
Л.Б. – Да. К сожалению, у нас в стране самая высокая в мире смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Речь идет не только о сердце, но и о сосудах. 56,1% людей умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. Большинство из них умирает от инфаркта миокарда, примерно 28 с небольшим процента. Около 26% смертей приходится на заболевания, которые объединяются понятием инсульт. В народе это называется паралич.
И.К. – Все это относится к сердечно-сосудистым заболеваниям?
Л.Б. – Конечно. Сосуд рвется, происходит кровоизлияние в мозг и паралич. Есть большая часть болезней, связанных с клапанами. Это детские болезни, врожденные пороки сердца, аритмия.
И.К. – Есть над чем работать.
Л.Б. – К сожалению, существует много проблем, надо людей своевременно лечить.
И.К. – Такой большой процент смертности, потому что люди неграмотно к себе относятся?
Л.Б. – Во главе угла человек. Известно, что образованные люди дольше и качественно лучше живут. В Москве в позапрошлом году было проведено исследование, которое состоялось в рамках очень хорошей докторской диссертации. Исследование показало, что дольше всего и более качественно живут жители Центрального административного округа Москвы. Там самый высокий процент людей с высшим образованием. Это известная закономерность.
И.К. – Как бы вы объяснили это? Человек привыкает думать о себе, относиться ответственно?
Л.Б. – Вопрос, который вы назвали, главный. Мы знаем факторы, которые влияют на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Но при этом человек, который умеет управлять своей нервной системой, который не забывает об элементарных правилах гигиены, вовремя отказался от вредных привычек или свел их до минимума, старается в известном смысле повторить стереотип своих родителей, живет дольше. Как правило, это достаточно образованные люди. Они могут над собой сделать усилие. Я никого не хочу обидеть, унизить. Речь идет о том, что когда человек понимает, что он собой представляет, он начинает намного внимательнее к себе относиться. Он старается более или менее вовремя вставать, в одно время ложиться спать, принимать пищу, не объедаться, не пересыпать и так далее. Это простые житейские мудрости.
И.К. – Ничего сложного.
Л.Б. – Совершенно верно.
И.К. – У вас это получается?
Л.Б. – У меня это получается, потому что я, к сожалению, привязан к операционным процессам, я очень много оперирую. Поэтому я, как спортсмен, уже примерно 25 лет. Я работаю под повышенным давлением, в бараоперационную нельзя заходить с простудой и так далее. Потом здоровый образ жизни становится стереотипом. Понедельник у меня большой операционный день, поэтому я в воскресенье не могу себе позволить разгуляться на полную катушку. Раньше среда у нас была неоперационным днем, поэтому во вторник я мог встретиться с друзьями, погулять. Сейчас среда – это операционный день. Поэтому надо каждый день думать о том, чтобы хотя бы выспаться.
И.К. – Как вы выдерживаете такой ритм работы? Мне сказали, что в 6 часов утра начинает работать ваш центр. В 8 часов утра начинают проводить операции.
Л.Б. – Больного мы берем в 6 утра. Я захожу около 8 часов утра в операционную. К этому времени больной подготовлен. Одна операция закончена, я иду на вторую операцию, потом на третью, четвертую, иногда на пятую и даже на шестую.
И.К. – Как вы это выдерживаете?
Л.Б. – Пока нормально.
И.К. – Без этого уже невозможно?
Л.Б. – Конечно, в этой жизни очень много привязано к тому, что называется словом «надо».
И.К. – К сожалению, это так, а, может быть, и к счастью.
Л.Б. – Сейчас очень много работы, потому что надо сохранять жизненный стимул.
И.К. – И жизненную энергию, желание.
Л.Б. – Главное – стимул.
И.К. – Вам всегда хотелось быть сердечным хирургом?
Л.Б. – Нет. Это было бы смешно. Когда я решил поступать в медицинский институт, а меня в этом убеждала моя старшая сестра, я понимал, что если я буду врачом, то, конечно, стану хирургом. Я считал, что мальчик должен быть хирургом.
И.К. – До сих пор вы так считаете?
Л.Б. – Да. Конечно, я прекрасно понимаю, что есть огромное количество выдающихся врачей. У нас в стране медицина в значительной степени женская профессия, есть прекрасные женщины-хирурги. Но я считал, что мужчина должен взять нагрузку.
И.К. – Мужчина должен быть хирургом?
Л.Б. – Совершенно верно. Но потом, когда я начал учиться, в начале четвертого курса я пошел в научно-студенческий кружок, увидел сначала собачье сердце.
И.К. – Не упали в обморок?
Л.Б. – Нет. Как я мог упасть в обморок, если мы на первом курсе с первого дня проходили анатомию.
И.К. – На первом курсе падали?
Л.Б. – Нет. Это очень естественно. Ты приходишь в медицинский институт, открываешь книжку. Через неделю ты уже готов к тому, что ты пойдешь в морг к трупу, будешь препарировать, выделять сосуды, нервы. Была одна смешная история. Один выдающийся кардиохирург, который, к сожалению, ушел из жизни, Глеб Михайлович Соловьев, стал очень молодым академиком. Он выполнял показательную операцию в первом Московском медицинском институте. Там была аудитория амфитеатром. Приехали американские студенты, они смотрели операцию, вдруг один из них упал. Глеб Михайлович немного заикался. Он говорит: «Эти все студенты. А тот, который упал, из ФБР». Вот так он вычислил. На мой взгляд, это была гениальная догадка.
И.К. – И точная.
Л.Б. – Студент-медик не может упасть в обморок оттого, что он видит сокращающееся сердце.
И.К. – Вы его видели?
Л.Б. – Да, и меня оно поразило своей красотой, тем, что к нему можно прикоснуться, что-то с ним сделать.
И.К. – Оно дышит.
Л.Б. – Оно бьется, красиво сокращается. На нем есть разные части, они разного цвета. Это замечательное зрелище.
И.К. – Чудо природы.
Л.Б. – Это каждый раз вызывает изумление. Действительно, это чудо природы, потому что все остальные органы, конечно, по-своему невероятно красивы, например, печень. Но сердце – это сокращающийся, отдельно взятый организм в себе. Сердце человека размером с кулак.
И.К. – Оно небольшое.
Л.Б. – Конечно.
И.К. – От него все зависит.
Л.Б. – Совершенно верно. Оно держит жизнь человека. Пока сердце сокращается, жизнь продолжается.
И.К. – Это нереально представить.
Л.Б. – Самое интересное, что им управляет так называемый синусовый узел, который имеет размер 12 миллиметров в длину и 2 миллиметра в ширину. Борзов, который выиграл Олимпийские игры, пробегает 100 метров за 10 секунд. Он делает 1 вдох или 2, но он тратит колоссальное количество энергии. У него частота пульса может возрасти до 180 ударов. У молодого человека, который увидел свою любовь, пульс тоже возрастает до 180-200 ударов. Это известный факт.
И.К. – Это переживают даже поэты.

Запланируйте визит в наш центр

+7(495)268-03-28

Единый многоканальный телефон
понедельник - пятница с 8.30 до 17.30

ИНСТИТУТ КАРДИОХИРУРГИИ им. В.И. БУРАКОВСКОГО
Москва, Рублевское шоссе, 135
ИНСТИТУТ КОРОНАРНОЙ И СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ
Москва, Ленинский пр-т д.8 к.7