Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.

Психологическая подготовка ребенка к операции на сердце

Для подготовленного к госпитализации и операции ребенка адаптация к больнице, процесс выздоровления пройдут быстрее и проще. Вы знаете своего ребенка лучше любого медицинского персонала, и только Вы сумеете утешить его в трудной ситуации так, как никто другой.

Итак, что можете сделать непосредственно вы?

Прежде чем завести разговор с ребенком о предстоящем или текущем лечении, узнайте у врачей все необходимое о состоянии вашего ребенка, условиях госпитализации, этапах и ходе лечения. Чем лучше Вы будете осведомлены о происходящем в больнице, тем легче Вам будет поддерживать ребенка.

  • ✔ Нужно, чтобы ребенок знал, что ожидать от предстоящего лечения. Уверьте его, что он не останется в больнице один. Расскажите ему, что Вы или другие члены семьи будут вместе с ним все время, которое позволит его лечащий врач. В ваше отсутствие о нем позаботятся медицинские работники, с которыми он познакомится заранее.

  • ✔ Будьте с Вашим ребенком максимально возможное время. Вы нужны ему, как никогда. Разговаривайте, играйте, поддерживайте телесный контакт (держите за руку, обнимите и т.д.).

  • ✔ Поощряйте Вашего ребенка задавать вопросы. Если Вы не знаете ответа на вопрос, лучше честно в этом признаться и пообещать, спросить у доктора.

  • ✔ Можно вести «дневник пребывания в больнице», в котором бы ребенок сам или с Вашей помощью описывал происходящее. Если ребенок еще мал, пусть рисует, раскрашивает, делает аппликации.

  • ✔ Позвольте ребенку открыто выражать свои чувства. Это может быть страх, тревога, гнев или что-то еще. Будьте терпеливы, не ругайте его за «непристойное» поведение. Дети еще не умеют контролировать свои эмоции, тем более в такой сложной ситуации. Не стыдитесь своего ребенка, если он капризничает или закатывает истерику. Медицинский персонал имеет большой опыт работы с детьми и понимает, как трудно сейчас вашему ребенку и вам.

  • ✔ Если ребенок агрессивен, найдите способ направить его злость в «мирное русло»: поиграйте в войну, порисуйте монстров, надувайте воздушные шарики «силой его злости», побейте подушку. Вы не можете запретить ему чувствовать то, что он чувствует, но можете помочь ему выразить это безопасно.

  • ✔ Не говорите фразы, типа: «Мальчики не плачут», «Так хорошие девочки себя не ведут», — это звучит лживо и отталкивающе. Признайте право ребенка на слезы и постарайтесь утешить его.

  • ✔ Какие бы процедуры не предстояли Вашему ребенку, найдите понятные слова, чтобы объяснить происходящее. Настраивайте ребенка позитивно, но не обманывайте его. Например, никогда не говорите, что будет не больно в ситуации, когда боль неизбежна. Лучше сказать: «Будет больно, нужно потерпеть и боль пройдет. Ты справишься с этим. Я буду с тобой». Не обещайте быстрое выздоровление и выписку, если процесс лечения длителен.

  • ✔ Сохраняйте спокойствие. Ваш ребенок безошибочно считывает ваши эмоции и чувства, которые могут напугать его даже больше, чем происходящее в больнице. Чтобы снизить собственную тревогу, задайте все необходимые вопросы лечащему врачу, доверьтесь ему. Ваша вера передастся вашему ребенку. Если вы не справляетесь со своими эмоциями, у вас возникают вопросы, связанные с психологическим состоянием, обратитесь к психологу.

  • ✔ Принимайте любые чувства ребенка относительно происходящего. Вместо запретов на эмоции лучше разобраться, что за ними стоит и обсудить это с ребенком. Часто дети не понимают, что и зачем происходит; вспоминают страшные истории о больнице или свой негативный опыт госпитализации. Они могут бояться боли и даже смерти. Пока Вы не поговорите об этом с ребенком, страх не исчезнет. Если ребенок еще плохо говорит, привлекайте в помощь игрушки, рисование. Расскажите ребенку сказку о том, как сказочный герой попал в больницу, что с ним там происходило, и как он со всем справился.

  • ✔ С маленьким ребенком играйте «в больницу». Возьмите куклу или другую игрушку, имитируйте забор анализов, уколы, операцию и прочие врачебные манипуляции, игрушечный фонендоскоп. В момент игры объясняйте ребенку, что происходит и зачем это нужно. После выписки не пытайтесь забыть о больнице. Если ребенок возвращается к этой теме, то ему необходимо время, чтобы психологически переварить произошедшее.

Сумейте позаботиться о себе. Находите время для сна и полноценного питания. Привлекайте на помощь других членов семьи и друзей. Ваше физическое и эмоциональное состояние передается Вашему ребенку. Если Вы не справляетесь с ситуацией эмоционально, или психическое состояние Вашего ребенка Вас тревожит, обратитесь к психологу, который работает в отделении. Узнайте об этом у Вашего лечащего врача.

Дети в возрасте до года

Очевидно, что в каждом детском возрасте есть свои особенности. Даже новорожденного и ребенка до года можно подготовить к госпитализации, хотя это и кажется невозможным. Ваше душевное состояние — важный ресурс для ребенка. Ваша уверенность в правильности происходящего, доверие врачу, вера в выздоровление передаются Вашему малышу и очень помогают ему. Новорожденный реагируют на мелодию голоса матери, ее эмоциональное состояние. Разговаривайте с малышом нежным, тихим голосом, успокаивайте его так, как если бы он уже все понимал. Самое важное для малыша — быть вместе с мамой. Проводите с ребенком максимально позволенное время. Младенцу необходим телесный контакт. Попросите медицинский персонал объяснить Вам, как можно обнять, держать ребенка, не мешая процессу лечения.

  • Старайтесь не прерывать грудное кормление. Независимо от того, кормите Вы грудью или из бутылочки, постарайтесь сделать процесс кормления моментом глубокой эмоциональной близости. Для этого поддерживайте телесный контакт с малышом, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним.

  • Если по медицинским показаниям Вы не можете какое-то время находиться с малышом, сцеживайте молоко в обычные часы кормления. Помните, что в этом возрасте эмоциональная близость и телесный контакт с матерью так же важны, как своевременное питание и сон.

  • В этот период Вы сами нуждаетесь в заботе и поддержке. Привлекайте других членов семьи, друзей к помощи. Сумейте находить время для полноценного сна, питайтесь правильно.

Для послеродового периода характерна эмоциональная нестабильность, плаксивость. Не ругайте и не вините себя. Вы делаете все возможное в этой сложной ситуации, и Вы справитесь.

Дети в возрасте от года до трех лет

С ребенком от года до трех лет Вы можете поговорить за день до приезда в больницу. У детей такого возраста нет чувства времени, поэтому не стоит заводить с ним разговоры о предстоящем лечении заранее. Объясните на доступном ребенку языке, что такое больница и хирургическая операция (там лечат людей, там другие запахи и звуки, врачи помогут тебе выздороветь и т.д.; ты немного поспишь, а доктор полечит твое сердечко). Поиграйте с ним в больницу.

Помогите ребенку обрести чувство контроля над ситуацией. Позвольте ему выбрать любимую игрушку, книжки, одежду, которые он возьмет в больницу.

Будьте терпеливы и спокойны. Для детей этого возраста нормально сопротивление процедурам и капризы. Оставайтесь последовательны: не ругайте детей за непослушание, но настаивайте на проведении всех необходимых процедур.

Помните, лучшее лекарство для Вашего ребенка — это Ваша эмоциональная близость и забота. Ваше прикосновение, Ваш голос смогут успокоить ребенка лучше, чем чтобы то ни было.

В этом возрасте у детей могут возникать следующие тревоги:

  • Быть оставленным матерью — убедите ребенка, что Вы или другие члены семьи будут с ним все позволенное врачом время. В Ваше отсутствие о нем позаботиться уже знакомый ему врач. Не нужно готовить ребенка к расставанию раньше, чем за день, но так же не следует «исчезать» без объяснения.

  • Часто ребенок может думать, что болезненное лечение является наказанием за его плохие поступки — объясните, что никто не виновен в его болезни, а лечение необходимо, чтобы улучшить состояние здоровья. Расскажите, что все люди иногда заболевают и тогда обращаются к врачам. Врачи специально долго учились, чтобы лечить людей.

  • Ребенка может напугать многочисленное медицинское оборудование — прежде чем пройти обследование, объясните ребенку, что будет происходить, по возможности, проиграйте эту ситуацию с игрушками.

Дети в возрасте от 3-х до 6-ти лет

В возрасте от 3-х до 6-ти лет детям требуется больше времени, чтобы переварить полученную информацию. Поговорите с ребенком о предстоящем лечении за несколько дней. Рисуйте и проигрывайте происходящее. В этом возрасте детей может тревожить следующее:

  • Дети могут бояться боли и телесных повреждений — поговорите с ребенком о предстоящем лечении. Не обманывайте ребенка, говоря, что будет не больно. Лучше сказать: «Конечно, будет больно, примерно как, когда ты разбил коленку (уколол палец и т.д.). Но ты же помнишь, что тогда боль прошла. И сейчас надо будет потерпеть и боль обязательно пройдет».

  • Дети могут иметь фантазии намного страшнее того, что реально происходит — говорите с Вашим ребенком, интересуйтесь его чувствами, рисуйте с ним происходящее. На доступном языке объясняйте, что происходит. Говоря о хирургическом лечении избегайте слов «доктор разрежет», лучше сказать «доктор полечит», «доктору нужно добраться до больного места», «у доктора есть волшебные инструменты», «доктор много учился и знает, как это сделать». Говоря о наркозе, лучше сказать «доктор сделает укольчик (даст подышать волшебным воздухом) и ты немножко поспишь». Не говорите «ты заснешь», так как ребенок, возможно, слышал, как усыпляют животных и может испугаться.

  • В этом возрасте дети также могут иметь фантазии, что болезненное лечение — наказание за плохое поведение, или мучатся чувством вины, за собственную болезнь, которая расстраивает близких. Расскажите ребенку, что никто не виноват в его болезни, придумайте сказку о том, как сказочный герой заболел и не мог понять, почему это с ним произошло. Моралью сказки должна стать мысль, что болезнь — это не наказание и не чья либо вина. Болезнь — это то, что может произойти с любым ребенком, взрослым. Объясните, что в болезни люди обращаются к врачам, которые специально долго учились, чтобы лечить людей. Уверьте малыша, что нужно исполнять все то, что говорит врач, и тогда выздоровление придет быстрее. Обнадежьте ребенка, что пребывание в больнице закончится, и Вы вернетесь домой, как только разрешит врач.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте детей может волновать потеря контроля над ситуацией – позвольте ребенку делать выбор во всех случаях, когда это возможно (что одеть, что кушать, во что играть, что читать, очередность процедур и т.д.)

В этом возрасте детей волнует:

  • Что операция изменит их внешний вид — объясните ребенку все, что будет происходить, включая последствия операции. Убедитесь, что ребенок все правильно понял. Насколько возможно, относитесь к ребенку как обычно. Излишне не балуйте его. При этом будьте максимально эмоционально отзывчивы и открыты. Ребенок может проявлять злость или, напротив, замкнуться. Это нормальные реакции. Поддержите его и побуждайте к разговору о чувствах. Интересуйтесь, что конкретно его беспокоит. Порисуйте с ним. Ведите «Дневник пребывания в больнице».

  • Что им будет больно — расскажите, что есть специальный доктор, который следит за тем, чтобы во время операции он не почувствовал боли. А после операции ему будут давать лекарство от боли.

  • Разрыв с близкими и друзьями — организуйте телефонное общение с важными для ребенка людьми.

Родителей может напугать возвращение «вредных привычек» из раннего детства (ночное недержание мочи, сосание пальца, заикание, тики, страхи и т.д.). Безусловно, хирургическая операция — психологический стресс для ребенка. Возвращение на более ранние стадии развития — частая реакция на стресс. Обычно после возвращения жизни в привычное русло, ребенок возвращается в нормальное состояние.

В подростковом возрасте

В подростковом возрасте детей обычно волнует изменения во внешнем виде, беспокойство, что операция ограничит в общение с друзьями и нарушит привычный образ жизни. Подросток борется за независимость, а ситуация хирургического лечения ставит его в зависимое положение. Вы сможете помочь вашему ребенку, если сделаете Вашего ребенка полноценным участником процесса лечения. Честно, но в понятных терминах, объясните происходящее. Давайте ребенку свободу выбора во всех возможных ситуациях.

  • Будьте честными. Если вас заподозрят во лжи, хрупкое доверие Вашего взрослеющего ребенка будет разрушено. Побуждайте подростка задавать вопросы. Подростки часто замкнуты и стеснительны. Может казаться, что они понимают больше, чем это есть на самом деле. Стимулируйте подростка самостоятельно общаться с врачом и медицинским персоналом. Старайтесь, чтобы Ваш ребенок не терял возможности общения с друзьями. Очень важно, чтобы он мог разделить с ними свои переживания. Не поощряйте подростка скрывать свою болезнь от друзей.

  • Дайте возможность подростку вылить свои чувства на бумагу. Подбросьте ему ежедневник, в который он мог бы записывать мысли о происходящем.

  • Уважайте «личное пространство» подростка. Не навязывайте ему чрезмерную заботу. Это касается как эмоциональной сферы, так и заботы о теле.
  • Будьте терпеливы и эмоционально отзывчивы. Для подростков характерна быстрая смена настроения. Уважайте его желание побыть одному и откликайтесь, если ему необходима Ваша поддержка.

Мы никогда не сможем предвидеть, что именно запомнится ребенку из того, что с ним происходило. Может, и ничего, может — какие-то отдельные эпизоды, но отношение окружающих к себе он чувствует всегда. И ваше спокойное состояние поможет избежать многих психологических последствий в дальнейшем. Вам будет очень нелегко, но поверьте, все ваши переживания, очень быстро окупятся.



Возврат к списку


Запланируйте визит в наш центр

+7(495)268-03-28

Единый многоканальный телефон
понедельник - пятница с 8.30 до 17.30

ИНСТИТУТ КАРДИОХИРУРГИИ им. В.И. БУРАКОВСКОГО
Москва, Рублевское шоссе, 135
ИНСТИТУТ КОРОНАРНОЙ И СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ
Москва, Ленинский пр-т д.8 к.7