Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.

15.11.2011

Кардиохирурги знают, как продлить жизнь

В последние годы государство тратит много сил и средств, чтобы улучшить здоровье и увеличить продолжительность жизни наших граждан. Но хорошо известно, что эти показатели зависят не только от наследственности, состояния окружающей среды и работы системы здравоохранения. Более, чем на половину, состояние здоровья человека зависит от образа жизни, привычек, собственного внимания к себе и близким. Об этом «Российская газета» беседует с известным кардиохирургом, директором Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, президентом Лиги здоровья нации академиком Лео Бокерия.

Российская газета: Лео Антонович, вы – активно оперирующий хирург, руководитель большого коллектива, у вас масса разных нагрузок. Почему вдруг вас озаботили проблемы здорового образа жизни россиян?

Лео Бокерия: Когда группа известных и уважаемых людей обратилась ко мне с предложением подключиться к созданию Лиги здоровья нации, я это сделал с удовольствием, хотя общественной работой почти никогда не занимался, кроме молодости, когда мы, аспиранты и студенты, выезжали на целину, на восстановление Ташкента после землетрясения. Но после этого обращения я подумал, что смогу сказать вслух какие-то вещи, о которых много думал, и что-то сделать помимо основной своей работы. И я в это дело впрягся, но мой рабочий день от этого не изменился – с 8 утра я, как всегда, в операционной. Но теперь, спустя восемь лет, Лига здоровья нации – уже узнаваемая организация, которая много делает для того, чтобы народ стал здоровее и понимал, что в этом деле зависит от него самого.

РГ: Вы пропагандируете ценность здоровья, отказ от курения и прочих вредных привычек, важность физической культуры. Но ведь обыватель все равно не верит, что от таких простых вещей зависит его здоровье.

Бокерия: На одном из наших форумов «Здоровье нации – процветание России» были приведены данные о долгожительстве в Москве. Как ни странно, людей почтенного возраста больше всего было в Центральном административном округе. И единственное, что отличало его жителей от других округов, это уровень образования. Все правильно – образованный человек иначе относится к своему здоровью. Конечно, я прекрасно понимаю, что никогда не смогу отчитаться, что-де в результате деятельности Лиги у нас на миллион человек меньше стало потреблять табак. Но я точно знаю, что просвещение как таковое приводит именно к такому результату. И в этом наша основная задача – просвещение, обучение людей тому, что может реально повлиять на их здоровье.

РГ: В столице работает много фитнес-центров, бассейнов, спортзалов – и они не пустуют. Молодежь стала меньше курить, реже увидишь на улицах пьющих пиво. Вы много ездите по стране – a как в России в целом?

Бокерия: В 2003 году, когда мы создавали Лигу, никто в стране не говорил о здоровом образе жизни и его формировании. И когда мы начали проводить свои форумы в Кремлевском дворце съездов, многие пожимали плечами. Сейчас многое меняется. Лиге доверено быть оператором грантов президента. В последний раз мы распределили 300 грантов, а получили почти 1700 заявок, причем на темы здорового образа жизни почти в полтора раза больше, чем даже на социальные проекты. И потом эти люди добивались того, что регионы им давали почти в два раза больше средств на их проекты, настолько они были интересные. Утверждения, что наш народ не интересуется здоровьем – это неправда. Интересуется, и гораздо больше, чем люди в США. Там они помешаны на спорте, но знают: случись что, их вытащат с того света, настолько там высокоразвитая медицина.

РГ: Но в этом есть и некий парадокс: если все люди будут заботиться о своем здоровье, не будут болеть, у вас уменьшится число пациентов. Не боитесь остаться совсем без работы?

Бокерия: К сожалению, болезни никуда не денутся – это диалектика жизни. Исправить поломки кардиохирургия может. Но мы хотим, чтобы человек, который приходит к нам, смог перенести операцию, чтобы мы не только продлили его жизнь, но и улучшили ее качество. Ведь операция ради операции не имеет смысла, если человек после нее 20 лет пролежит в постели. А к нам иногда приходят пациенты с так называемым «африканским синдромом» – когда болезнь предельно запущена, артериальное давление под 200, вес выше нормы на 40-45%, – и думают, что операция на сердце их вылечит. Но никакое сердце не может прокачать кровь при таком лишнем весе, это надо понимать. Так что нет никакого противоречия в том, что именно кардиохирурги занимаются пропагандой здоровья. Великие кардиохирурги Дентон Кули и Майкл Дебейки написали потрясающие книги о том, как продлить жизнь и улучшить ее качество и сами были образцами здорового образа жизни. Кстати, их книжки переведены на русский язык.

РГ: Известно, что здоровье разрушают алкоголь, неправильное питание, курение и отсутствие движения. А что самое вредное из них, по-вашему?

Бокерия: Конечно, курение! Огромными исследованиями доказано, что сами курильщики и даже те, кто сам не курит, но вынужден жить рядом с ними и являются пассивными курильщиками, на 50% чаще переносят инфаркт. А тот, кто не курит, занимается физкультурой, следит за питанием, даже если у него есть ишемическая болезнь сердца, может вовремя обратиться к врачу и избежать катастрофы. Мы провели кампанию и собрали миллион голосов против этой вредной привычки. Я абсолютно точно знаю, что сейчас образованная молодежь стала курить и пить меньше.

РГ: Но за 10 лет очень вырос и уровень кардиoхирургической помощи в стране.

Бокерия: Да, произошли фантастические перемены. И в этом огромную роль сыграл наш центр. В 1995 году вся Россия сделала 6000 операций на открытом сердце. Сегодня у нас уже 11 клиник, выполняющих боле тысячи операций с аппаратом искусственного кровообращения в год, а всего три года назад их было лишь три, 10 лет назад – вообще одна. В прошлом году в России выполнено 42 000 с лишним операции на открытом сердце, это геометрический рост. Но и этого мало, нужно выполнять 142 тысячи в год. И я полагаю, что мы эту тему закроем уже в текущем десятилетии. Еще лучше обстоят дела с эндоваскулярной хирургией (операции, которые проводят без разреза, через сосуды. – Прим. ред.). Но не надо заблуждаться, что мы решим все проблемы с ее помощью.

РГ: Невозможно все операции на сердце сделать щадящими?

Бокерия: Все равно открытые операции необходимы. Сейчас мы начали активно заниматься такой проблемой, как мерцательная аритмия. Ею страдает несметное количество людей – примерно столько же, сколько венозной патологией. Она нередко вызывает инсульт. Предложены разные методы лечения, в том числе и минимально инвазивные, но у них разная эффективность – иногда приходится повторять вмешательство, и не раз. Однако есть операция под названием «Лабиринт», которая позволяет решить проблему сразу, но она в первоначальном варианте очень сложная, и многие хирурги боятся ее делать. Мы ее очень упростили и сегодня поставили задачу обучить кардиохирургов страны этой операции. И больному не надо будет сидеть на лекарствах и с тревогой ждать инсульта или других осложнений.

РГ: Госдума приняла новый Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которому в нашу медицину придут строгие стандарты лечения. Как вы к этому относитесь?

Бокерия: Целиком поддерживаю! В 1973 году, когда состоялась первая встреча советских и американских врачей по проблеме врожденных пороков сердца, речь шла о том, как лучше оперировать детей младше двух лет. Наш учитель Владимир Иванович Бураковский спросил американцев: как нам добиться ваших результатов, у вас послеоперационная летальность 8%, а у нас – 22. И американцы предложили: давайте будем оперировать по одному протоколу, как работают все наши клиники. У них же все четко расписано по пунктам, от разреза кожи до самого последнего шва. Мы стали оперировать по их протоколу, и через полгода результаты у нас стали такими же. Вот что значит стандарт. Наш центр уже подготовил множество стандартов по кардиохирургическим операциям. Важно, чтобы стандарты выполнялись на всех уровнях – это быстро изменит качество оказания медицинской помощи на всех этапах.

РГ: Стандарт облегчает жизнь врачам, пациентам или и тем, и другим?

Бокерия: Конечно, и нам, и пациентам, которых везде, по всей стране, должны лечить одинаково хорошо. И еще очень важно, чтобы вся медицинская помощь, включая высокотехнологичную, входила в наш страховой полис. На стороне больного должен стоять страховой врач, который говорит, что нужно ему, а не то, что хочет или может сделать лечащий врач. Только так можно обеспечить высокое качество медицинской помощи... Медицина в мире давно является саморегулируемой областью. Кливлендская больница, которая делает столько же операций, сколько наш центр, имеет годовой бюджет в 4,3 млрд долларов. Когда больной сам будет распоряжаться средствами, выделенными на его страховой полис, он сам сможет выбирать хорошего врача и хорошую клинику. Тогда хорошие будут процветать, а не очень хорошие – тянуться за ними. Мы должны на это решиться, приблизить медицину к человеку. Сейчас наш полис никак не относится к рынку. А нужно регулирование со стороны пациента и со стороны медицинского учреждения. Меня радует, что министр здравоохранения Татьяна Алексеевна Голикова сказала: такой вариант организации медицинской помощи возможен будет с 2013 года.

Запланируйте визит в наш центр

+7(495)268-03-28

Единый многоканальный телефон
понедельник - пятница с 8.30 до 17.30

ИНСТИТУТ КАРДИОХИРУРГИИ им. В.И. БУРАКОВСКОГО
Москва, Рублевское шоссе, 135
ИНСТИТУТ КОРОНАРНОЙ И СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ
Москва, Ленинский пр-т д.8 к.7