" У меня высокий уровень антител, но я все равно буду прививаться"
В России продолжается вакцинация от COVID-19. По рекомендации Министерства здравоохранения РФ экстренная ревакцинация до достижения коллективного иммунитета должна проводиться раз в полгода, плановая – раз в год. Какие последствия от COVID-19 на сердечно-сосудистую систему могут ожидать непривитых пациентов, а также с какими мифами о вакцинации встречаются врачи рассказала директор «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева», академик РАН Е.З. Голухова
– Президент в ходе своей прямой линии призвал граждан верить словам специалистов при принятии решения о вакцинации, а не фейковым слухам. Врачи в своей работе сталкиваются с так называемыми антипрививочниками, у которых искаженное представление о действии вакцины от коронавирусной инфекции на организм?
– К сожалению, это касается не только вопроса вакцинации от Covid-19, это системная проблема. Многие пациенты действительно не ориентируются в том, что им говорят врачи, а слушают знакомых, у которых были возможно какие-то осложнения.
Исторически Россия занимает лидирующие позиции в мире в области эпидемиологии и разработки вакцин и всегда находится на переднем рубеже в борьбе с распространением смертоносных, в первую очередь инфекционных заболеваний. Вспомните историю с распространением полиомиелита. Тогда в 1959 году в СССР ученые впервые в мире разработали технологию промышленного производства живой вакцины против этого страшного заболевания, в кратчайшие сроки было вакцинировано более 100 миллионов человек.
К сожалению, сейчас много, так называемых, адептов антивакцинальной агитации, и мне, как врачу, который долгое время занимается лечением пациентов, слышать это дико. Мы сейчас снова находимся в сложной, с точки зрения эпидемиологии, ситуации, заболевание стремительно распространяется. И прекрасно, что сегодня в России уже есть 4 зарегистрированные вакцины российского производства, причем одна из них полностью доказала свою эффективность и безопасность. Эти данные были опубликованы в одном из авторитетных ведущих научных медицинских журналов для широкого круга специалистов «The Lancet». И не использовать эти вакцины для профилактики коронавирусной инфекции просто странно.
– С какими фейками и мифами приходилось сталкиваться лично Вам и Вашим сотрудникам, если говорить о якобы пагубном влиянии вакцины от коронавируса на сердце и сосуды, например?
– Основной миф тот, что от прививки можно заболеть коронавирусом. Дело в том, что если на момент вакцинации пациент уже заражен COVID-19, но заболевание еще себя не проявило, то больному действительно может показаться, что он заболел от прививки. Да, такие совпадения возможны. Более того, прививка «не работает» какое-то время, организму необходим определенный период для выработки достаточного количества антител. Но даже в таких случаях заболевание протекает гораздо легче, чем у непривитых пациентов.
Поэтому я, как доктор, рекомендую перед прививкой обязательно провести осмотр у врача и сделать анализ, чтобы исключить наличие вируса в организме на момент вакцинации.
Когда я еду утром на работу, то обязательно обзваниваю всех друзей и коллег и интересуюсь, как они себя чувствуют после прививки. Я не знаю пока ни одного случая в моем окружении, когда человек был бы привит, а потом тяжело заболел. Специалисты, имеющие непосредственное отношение к вакцинации, говорят о небольшом проценте заболевания в легкой форме у тех, кто уже привился. Более того, по свидетельству моих коллег среди привитых граждан нет ни одного летального исхода, практически нет случаев развития тяжелой пневмонии, острых тромбозов периферических артерий, венозных тромбозов и острых инфарктов. Вот почему у нас есть все аргументы для пациентов, чтобы подвести их к правильному самостоятельному решению привиться вакциной от коронавируса. Ведь болезнь представляет опасность не только для самого больного, но для членов его семьи и близких людей.
Сегодня многие пациенты интересуются, можно ли им вакцинироваться, если они уже не молоды или имеют различные заболевания, такие как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца или нарушения ритма и другие сопутствующие патологии. Вот именно таким пациентам вакцинация нужна больше всего. Дело в том, что молодые люди переносят вирус асимптомно, являясь при этом источником распространения. Они активно посещают общественные места, будь то работа, транспорт или магазины, и могут заразить людей старшего поколения, которые в большинстве случаев имеют в анамнезе серьезные заболевания и получают тяжелые осложнения вследствие COVID-19.
– Последствия перенесенного коронавируса опаснее для сердца и сосудов чем последствия от вакцины, особенно если есть хронические заболевания?
– Конечно опаснее, и это абсолютно несравнимые вещи. Помните, год назад многие говорили, что нет никакого коронавируса, что это фейк, обычная простуда, заговор, из которого СМИ пытаются сделать событие. Но когда люди стали заражаться и умирать, стало понятно, что это серьезная угроза, с которой столкнулись все страны. Оказалось, что сама коронавирусная инфекция отличается от других ОРВИ или сезонного гриппа тем, что поражает в первую очередь ткани легких, вызывая выраженную интоксикацию; вирус нарушает внутреннюю выстилку эндотелия сосудов, вызывая гиперкоагуляцию в крупных и мелких сосудах и всех органах, имеющих богатое сосудистое русло. Поражаются почки, печень, головной мозг и сердце, которое так богато крупными и мелкими сосудами. Поэтому коронавирусная инфекция при негативном сценарии развития событий приводит к развитию тромбоза сосудов, тромбоэмболии легочной артерии, а это потенциально жизнеугрожающие состояния. Но подобного как правило не происходит, если пациент использовал те или иные вакцины, которые уже прошли проверку.
Поэтому совершенно несопоставимо сравнивать риски между самим заболеванием и его последствиями и вакцинацией. Процент осложнений после прививки низок и связан в основном с ощущениями боли в месте введения вакцины и небольшими катаральными проявлениями.
К сожалению, сейчас заболевание набирает скорость и распространяется достаточно высоко. Министерство здравоохранения вновь сколько времени потребуется нам, чтобы перепрофилироваться для лечения больных с коронавирусной инфекцией, как это было год назад. Тогда начало пандемии пришлось на весенний период и была надежда, что летом будет меньше условий для распространения заболевания. Сейчас в 2021 году жара, к сожалению, не остановила вирус.
– Насколько процентов перепрофилировался Центр им. А.Н. Бакулева в прошлом году?
– В первую волну эпидемии в апреле 2020 года в нашем Институте коронарной и сосудистой хирургии на Ленинском проспекте было перепрофилировано 124 койки, 95% из которых были оснащены кислородом. Наши анастезиологи- реаниматологи тогда работали 24 часа в сутки, это было очень тяжелое время для всех нас. К июлю мы вновь были открыты для своей профессиональной деятельности по лечению заболеваний сердца и сосудов. Впоследствии наши сотрудники были удостоены множества наград и благодарностей от Министерства здравоохранения РФ, Российской академии наук, московского Правительства. За все время работы у нас не заболел ни один врач. Мы старались избегать методов инвазивной вентиляции легких у пациентов, но не всегда это можно было сделать. И если вы спросите наших врачей, хотят ли они к этому вернуться, ответ будет однозначный – нет! Это очень тяжелая психологически работа, которая в отличие от лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями не всегда позволяет реализовать все, что ты хочешь и можешь. Вот в этом коварство этого вируса.
– Насколько сильно коронавирус бьет по сердцу? Ведь речь идет не только о пожилых людях, но и молодых и здоровых. Они после встречи с вирусом тоже могут столкнуться с сердечно-сосудистыми заболеваниями?
– Конечно, и причин тому несколько. Проведенные МРТ исследования показали, что до 80% пациентов, перенесших COVID-19, имеют изменения в тканях сердца по типу миокардита-воспаления тканей сердца. У молодых пациентов может развиться инфаркт миокарда не только в результате атеросклероза сосудов сердца, но и вследствие токсического действия и высокой температуры, повышенной потребности сердца в кислороде, развития острого атеротромбоза; мы также наблюдали случаи тромбоэмболии легочной артерии.
В нашем Центре в отделении неинвазивной аритмологии и хирургического лечения комбинированной патологии сейчас лечится такой пациент 1970 года рождения, у которого после коронавирусной инфекции зарегистрированы 4 эпизода очень быстрой желудочковой тахикардии. Такие нарушения ритма часто являются причиной крайне негативных событий, в том числе внезапной сердечной смерти. Представляете, как напугался пациент, когда у него впервые в жизни «прихватило» сердце, ведь ранее он никогда не жаловался на плохое самочувствие, вел здоровый образ жизни.
Он обратился к нам в Центр, где ему провели инвазивные исследования – коронарографию и электрофизиологическое исследование сердца, а также выполнено МРТ с контрастным усилением. По данным исследования подтверждено воспаление сердечной мышцы -миокардит, фоне которого и возникли сложнейшие нарушения ритма сердца. В итоге ему была назначена медикаментозная терапия и даны определенные рекомендации, после выписки планируется динамическое наблюдение кардиолога по месту жительства и у нас в Центре.
Никого не хочу запугивать, но все это мы видели в первую волну заболевания. Тогда быстро пришло понимание, что что для лечения больных необходимы препараты, которые разжижают кровь.
К сожалению, факторы неблагоприятного течения болезни есть у всех возрастных групп и имеют общую природу, как для COVID-19, так и для сопутствующих заболеваний, того же сахарного диабета, ожирения, гипертонии, и других патологий.
Вот почему я убеждаю своих сотрудников привиться, ведь мы одна большая семья. Мы подготовили для коллег максимально комфортные условия для вакцинации- в течение нескольких дней мы организованно вывозили сотрудников в пункты вакцинации; выездная бригада специалистов Клиники «К +31 » провела вакцинацию прямо у нас Центре. Я думаю, что наша задача, это более чем 60% вакцинированных сотрудников, а в нашей сфере этот процент должен быть еще выше.
– Действительно ли сейчас все больше и больше молодых людей попадают с новым более агрессивным штаммом в больницы? В Центре Бакулева тоже такие были?
Во время первой волны коронавирусной инфекции сильно болели и, к сожалению, умирали в основном пожилые люди. Сейчас возраст тех пациентов, которых привозят в стационары с коронавирусной инфекцией, помолодел, и заболевание протекает более агрессивно. Это значит, что чаще развиваются тяжелые формы дыхательной недостаточности, связанные с обширным поражением легких, чаще развиваются симптом мультиорганного воспаления, другие осложнения. Сейчас мы пока не работаем как коронавирусная клиника, но целый ряд федеральных центров в Москве, насколько мне известно, потенциально готовы к возможному перепрофилированию. Это как на войне, когда врачам нужно быть всегда готовыми к большому потоку пациентов, поэтому все конструкции, которые использовались в нашем Институте на Ленинском проспекте в 2020 году, мы храним.
– Вам, как кардиологу и директору главного российского Центра хирургического лечения сердечно-сосудистых заболеваний, приходится ежедневно спасать жизни людей. Не обидно, что ваши пациенты зачастую верят в слухи о плохих вакцинах вместо того, чтобы верить профессионалам?
Очень обидно, когда диалог с пациентом проходит впустую и больной тебя не слышит. В этом году мы полноценно работаем на помощь пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но сегодня с ежедневным увеличением числа больных коронавирусной инфекцией есть определенные риски, что мы снова займемся оказанием помощи этим пациентам. Я всегда привожу свой собственный пример: как только у меня появилась возможность привиться, я выбрала этот путь. Тогда еще не было QR- кодов за прививки или всевозможных поощрений в виде подарков. Но я понимала, что должна общаться со своими коллегами, выезжать в другие города и риск получить или передать заболевание у меня очень большой. Тогда я вошла в научную группу, в которой проводилась вакцинация и привилась первой доступной вакциной – Спутник V. Я не скрываю, что сейчас снова буду прививаться, потому что уже прошло больше полугода с момента первой прививки. Сейчас у меня высокий уровень антител против специфического белка этого вируса. Но все равно прививаться надо, потому что наступающий индийский штамм достаточно агрессивный и надо иметь еще более высокий уровень антител, причем сколько точно– никто не знает. И если бы у нас были четкие статистические данные по количеству необходимых антител, то мы бы ориентировались по этому уровню. А сегодня мы ориентируемся по срокам. Мои сроки превышают 6 месяцев с момента прививки, и я, конечно, буду прививаться снова, даже имея у себя в анамнезе тяжелую реакцию на прививку от желтой лихорадки, которую мне пришлось сделать 10 лет назад перед командировкой в Африку. Я понимаю, что сегодня шутки с коронавирусом очень плохи.
Я часто вспоминаю пустые улицы и магазины Москвы годичной давности, когда никто ни с кем не общался, были закрыты театры, не проводились культурно-массовые мероприятия, потом многие из них перешли в «он- лайн» формат, все старались соблюдать санитарно-эпидемиологические меры. Как наш народ, особенно старших возрастных групп, грустил и переживал от вынужденного одиночества. Но, к сожалению, есть всегда прослойка людей, которые будут высказываться против вакцинации, против ношения масок и перчаток. Они такими призывами вредят не только себе, но и своим родным. Мы должны активно противостоять таким высказываниям и использовать безопасные режимы, чтобы не возвращаться к депрессивным состояниям и снижению нашей активности.
Я помню, как сложно складывалась эта ситуация в других странах, как не хватало оборудования, кислорода. К счастью мы смогли достаточно эффективно помочь пациентам в нашей клинике, плюс выездные бригады, в основном из числа анестезиологов- реаниматологов, работали и в других городах России- в Омске, на Камчатке, в Орле, а также в Киргизии. Мне бы очень хотелось, чтоб мы избежали повторных всплесков заболевания и работали на благо наших пациентов по своему основному профилю- лечению сердечно- сосудистых заболеваний.
Запланируйте визит в наш центр
+7(495)268-03-28
Единый многоканальный телефон
понедельник - пятница с 8.30 до 17.30
Москва, Рублевское шоссе, 135
Москва, Ленинский пр-т д.8 к.7
Полезные ссылки
Адреса
(понедельник-пятница с 8.30 до 17.30)
+7(495)268-03-28
205_kabinet@bakulev.ru