Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.

13.09.2010

Передача «Сердечные тайны». Профилактика болезней сердца и сосудов у взрослых

А.Д. – В центре нашего внимания будет человеческое сердце во всех его сложностях, рисках и возможностях. Возможностях продлить его, сердца, здоровье и, соответственно, собственную жизнь. Наша тема сегодня, если быть конкретным, – профилактика болезней сердца и сосудов у взрослых. То есть, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, повышенное артериальное давление, гипертензия, инсульты. У нас сегодня целый комплекс вопросов, которые сегодня объединяются темой: «Профилактика сердечнососудистых заболеваний у взрослых». Подчеркну это, поскольку у нас будет передача, в этом цикле «Сердечные тайны», посвященная болезням сердца у детей, даже у очень маленьких детей. Почему нужно проводить профилактику сердечно-сосудистых заболеваний?

О.Б. – Не секрет, что на сегодняшний день сердечнососудистые заболевания являются одной из главных причин смерти во всем мире, в том числе и в России. И, к сожалению, мы в этом смысле лидируем. В нашей стране на сегодняшний день погибает от сердечно–сосудистых заболеваний более пятидесяти шести процентов людей. В то время как во всем мире эта цифра составляет порядка сорока девяти процентов. Вторая причина того, почему нужно проводить профилактику сердечнососудистых заболеваний – это потому, что это сделать возможно. То есть, сердечнососудистые заболевания встречаются при наличии определенных факторов риска, наличие которых можно уменьшить, и таким образом обезопасить себя от этих тяжелых и инвалидизирующих болезней.

А.Д. – Над чем-то мы, в связи с болезнями сердца, не властны, но в этом мы властны. Есть ли в России какие–то специфические риски, которые продиктованы особенностями русского, российского образа жизни? Не знаю, как точно сформулировать, но, я надеюсь, вопрос понятен?

О.Б. – В России на сегодняшний день очень остро стоит проблема табакокурения. Например, если взять российских врачей, то среди них курят шестьдесят процентов мужчин и около тринадцати процентов женщин. Для сравнения, в США курение распространено только в трех процентах случаев. В Европе около сорока процентов мужчин и тридцати процентов женщин курят. Это мы можем сказать только о врачах. То же самое мы можем сказать и обо всем населении. И в то же время курение признано во всем мире одним из самых главных факторов развития сердечно-сосудистых заболеваний. На сегодняшний день ученые посчитали, что в год погибает около триста пятидесяти тысяч человек только от табакокурения. К 2025 году у нас в год будет погибать порядка десяти миллионов человек от табакокурения. А к 2030 году общая цифра людей, погибших от табакокурения, достигнет 1,6 миллиарда человек. Это очень важный фактор. В России, как я уже сказала, очень много людей курит. Здоровый образ жизни, который начал пропагандироваться только в последнее время, тоже играет огромную роль в профилактике сердечнососудистых заболеваний. У нас более пятидесяти пяти процентов мужчин страдают избыточной массой тела. Примерно такая же цифра и среди женщин. Из них двадцать процентов имеют тяжелые формы ожирения, с которыми мы должны бороться. Первое – это активный образ жизни. Второе – это рациональное питание. Соответственно, употребление большего количества овощей и фруктов, снижение употребления жиров и углеводов, таких как сладости. Все эти вещи обозначают то, насколько мы можем помочь себе не болеть или, по крайней мере, оттянуть момент заболевания на более поздний срок. Потому что среди новых тенденций существует такая сверхъсмертность в России. Это обозначает, что от сердечнососудистых заболеваний погибают мужчины, в основном, трудоспособного возраста, от тридцати до пятидесяти лет. Это те, кто составляет костяк людей, которые должны у нас работать, а они гибнут от этих заболеваний. И еще одна тенденция, которая наметилась в наше время, а это произошло еще в 1992 году, когда у нас смертность стала превышать рождаемость. Это происходит за счет того, что погибают молодые и за счет того, что появляется старение населения, то есть преобладают люди пожилого возраста.

А.Д. – Участвуя в цикле этих передач, посвященных болезням сердца, я понимаю, что мы, как нация, в плане кардиологических болезней, довольно запущены. Вопрос такой: передается ли генетически эта запущенность будущим поколениям?

О.Б. – Запущенность не должна передаваться, и это будет зависеть уже от нас. А генетически передается некая предрасположенность организма, допустим, к накоплению жиров, наследственной гиперлипидемии. Но эти факторы не настолько важны, насколько важны приобретенные факторы, о которых мы сейчас говорили. Для сравнения, сорокалетняя женщина, которая имеет нормальное артериальное давление, но страдает, допустим, семейной гиперлипидемией и у нее холестерин выше восьми милимоль на литр, а это высокий показатель, она в девять раз меньше подвержена риску, чем такого же возраста мужчина без, допустим, высокого холестерина, но с высоким артериальным давлением и курящий. То есть, наследственный фактор присутствует, и мы не можем его исключить, но он не является определяющим. Определяющим все–таки является изменение образа жизни, а это мы должны сами обеспечить своим будущим поколениям.

А.Д. – А как узнать, что у человека высок риск заболеть, например, ишемической болезнью сердца или перенести инфаркт или инсульт?

О.Б. – Узнать можно, оценив наличие тех самых факторов риска, о которых мы сейчас говорили, а один из них – это уровень холестерина, превышающий восемь милимоль на литр, если у человека нет никаких данных о том, что он уже болеет сердечнососудистыми заболеваниями. Если есть такие данные, то этот показатель еще меньше – пять милимоль. Курение – это тоже очень важный фактор. Когда мы с человеком общаемся, мы обязательно выясняем у него, сколько он выкуривает в день сигарет? Это имеет очень большое значение. Когда он выкуривает первую сигарету, до или после завтрака? Это тоже имеет значение. В первой или во второй половине дня он выкуривает основную часть сигарет? Насколько тяжело ему отказаться от курения? То есть, насколько тяжела зависимость от курения? Потому что табакокурение – это болезнь, которая выявляется зависимостью не только от зависимости от табака, как такового. В состав табачной смеси масел входит не только табак, но и аммиак и различные соли тяжелых металлов. В состав входит до двухсот компонентов, и ко многим из них возникает зависимость. И, как правило, эта зависимость очень тяжелая. Третий фактор – это избыточный вес. То есть, нормальная масса тела, сейчас, на сегодняшний день оценивается по индексу массы тела, которая в норме колеблется от девятнадцати до двадцати пяти. Те, у кого этот индекс выше двадцати пяти, имеют ожирение. А у кого выше тридцати – это тяжелые формы ожирения, это очередной фактор риска. Далее, наличие сахарного диабета. Это очень тяжелый фактор риска, Помимо того, что сахарный диабет поражает поджелудочную железу и человек страдает от проявлений сахарного диабета, как эндокринологического заболевания, у него бывают проблемы с мелкими сосудами. Эти мелкие сосуды перестают нормально функционировать. Прекращается кровоснабжение основных органов, куда подходят эти сосуды. Основные органы – это сердце, глаза, головной мозг, почки. Сахарный диабет ведет за собой наличие артериальной гипертензии, которая также является фактором риска развития сердечнососудистых заболеваний, и она же в них и входит, поскольку дисбаланс между тонусом сосудов и представляет собой эту проблему гипертензии. Далее, отсутствие активного образа жизни, как мы уже говорили. Ну, и еще – мужской пол в возрасте. То есть, мужчины более предрасположены к развитию сердечнососудистых заболеваний, нежели женщины.

А.Д. – Они больше подвержены порокам, скажем так, современной жизни – курению, алкоголю?

О.Б. – В том числе и поэтому. Но еще есть один фактор, что у женщин гормональная система устроена таким образом, что у нас большое количество эстрогенов, которые нас защищают от высокого уровня холестерина, от различных изменений стенок сосудов и так далее. И если женщина подвержена риску такого заболевания где–то после шестидесяти пяти лет, то есть, когда у нее уже не вырабатываются в нужном количестве эти гормоны, которые в молодости вырабатываются, то у мужчин, как правило, этот возраст уже старше сорока лет.

А.Д. – То есть, гораздо раньше, чем у женщины.

О.Б. – Поэтому, найдя у себя эти факторы риска, которые мы только что перечислили, человек может определить сам, насколько ему угрожает заболеть тем или иным сердечно–сосудистым заболеванием. Мы говорили о наследственности, если родители у этого человека страдали ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, инсульты случались, то есть вероятность того, что это передастся по наследству.

А.Д. – Еще относительно наследственности. В каком возрасте человеку следует обратить внимание на состояние своего сердца и вообще заинтересоваться этим предметом, если у него есть предрасположенность, которая передалась ему от предков?

О.Б. – Если у предков этого человека были эпизоды внезапной смерти, то тогда этого человека нужно обследовать как можно раньше, даже в детстве. Потому что, скорее всего, такие проблемы могли быть связаны еще и с аритмией. А если мы говорим конкретно об ишемической болезни сердца, то мужчине старше сорока лет, особенно, если он не ведет правильный образ жизни, то ему в этом возрасте уже необходимо сделать электрокардиограмму, УЗИ сердца, измерить несколько раз свое артериальное давление. Потому что есть люди, которые не чувствуют, когда у них повышается артериальное давление. И вообще раньше же существовали элементы диспансеризации наших граждан.

А.Д. – Причем с молодого возраста.

О.Б. – И диспансеризация не была бесполезной, она могла выявить заболевания на ранней стадии. Почему американцы сократили количество смертей от ишемической болезни сердца? Потому что они их выявляют на ранней стадии, тогда, когда этот процесс еще лечится. На сегодняшний день только крупные компании, которые могут себе позволить обеспечить диспансеризацию и беспокоиться о здоровье своих сотрудников, проводят ее. Но, как правило, мелкие компании маловероятно, что они этим занимаются, хотя это было бы очень полезно для каждого человека и для всей страны в целом.

А.Д. – Такая проблема, которую вы упомянули – аритмия, если я правильно понял, у нас в стране есть даже отдельное объединение кардиологов, которые занимаются аритмией. То есть, на самом деле, это серьезный недуг, который высвечивает возможности развития в сердце неких процессов, которые приводят к более серьезным последствиям, причем в самом недалеком для человека будущем. Аритмия – это, действительно, настолько серьезная проблема?

О.Б. – Это очень серьезная проблема. Во–первых, аритмии очень много разных видов. Есть достаточно доброкачественные аритмии, которые легко лечатся и с которыми можно жить, а есть аритмии, которые приводят к смерти очень быстро, буквально в первые годы жизни. Есть аритмии, которые возникают в связи с определенными генетическими синдромами, которые наследуются и которые, к сожалению, предотвратить невозможно, но зная об их наличии можно попытаться полечить ребенка для того, чтобы он не умер в раннем возрасте. Я думаю, что мы посвятим этой проблеме, аритмии, отдельную передачу. Потому что, во–первых, их очень много. А во–вторых, я думаю, что можно говорить об этом более подробно и рассказать не только об видах аритмии, но и об их механизмах и как возможно их предотвратить.

А.Д. – Хорошо, поговорим об этом в одной из следующих наших передач. К нам пришел вопрос по Интернету. Вопрос от дамы, которая несколько лет боролась с гипертонией и достигла успеха в этой борьбе, но у нее остался очень высокий пульс. Она спрашивает, серьезно ли это?

О.Б. – Она не сказала, насколько он высокий. Например, девяносто ударов для женщины – это тоже нормальный пульс, если она всю жизнь ходит с таким пульсом и к нему адаптирована. Так что встречный вопрос – сколько ударов у нее пульс?

А.Д. – Врачи говорят, что у нее слишком высокий пульс.

О.Б. – Я думаю, что в ее терапию артериальной гипертензии должны быть включены те препараты, которые в том числе уменьшают частоту сердечных сокращений. Это так называемые бета–блокаторы – блокаторы кальциевых каналов. Это две основные группы препаратов, которые снижают и артериальное давление, и пульс. Таким образом, подбор правильной комбинации препаратов позволит также уменьшить пульс. Повторюсь, что если это полная женщина, то она должна похудеть. Если это детерминированная женщина, она просто обязана дать себе небольшие физические нагрузки.

А.Д. – А это что такое? То есть, она физических нагрузок не имеет?

О.Б. – Если она не имеет никаких физических нагрузок, то любое движение, превышающее ее обычную физическую активность, даже спуск или подъем по лестнице или прогулка быстрым шагом по улице, вызовет у нее тахикардию, повышение частоты сердечных сокращений, которые она будет чувствовать. Поэтому, если она начнет с того, что каждый день она будет тренироваться проходить по полчаса в спокойном ритме bли, например, она любит плавать, то пожалуйста, пусть плавает. Если любит велосипед, то можно организовать какие–то велосипедные прогулки в летнее время. Одним словом, это должна быть кардиотренировка. То есть, некое физическое занятие, которое позволяет тренировать сердечно–сосудистую систему. Таким образом, сердце со временем адаптируется к минимальным нагрузкам и снижает само по себе пульс. Это то, что касается немедикаментозных методов лечения.

А.Д. – Давайте перейдем к другой проблеме. Какие методы диагностики, лечения и профилактики сердечнососудистых заболеваний проводят в вашем центре научно–сосудистой хирургии имение Бакулева?

О.Б. – В нашем арсенале имеются все возможные методы диагностики, начиная с самых неинвазивных, таких как электрокардиограммия, ультразвук сердца, монитарирование сердечного ритма в течение суток, монитарирование артериального давления в течение суток, продолжая такими более неуглубленными неинвазивными методиками, такими как, например, стресс–эхокардиография. Это, когда человеку либо вводят специальный препарат, который приводит к повышению частоты сердечных сокращений, то есть, к реакции аналогичной стрессу, либо стресснагрузки, когда вводится специальный радиофармпрепарат внутривенно, так называемая стенография миокарда. После этого специальным прибором смотрят, как он накапливается в специальной мышце сердца. Далее, мы просим человека крутить велосипед, или это может быть другая нагрузка – беговая дорожка – до определенного уровня, скажем, до повышения пульса, до субмаксимальных цифр, на двадцать процентов ниже его возрастной нормы. И смотрим уже на втором этапе, как накапливается радиофармпрепарат. Если один из участков сердца плохо кровоснабжается, то есть артерия, которая к нему подходит закрыта тромбом, то при нагрузке это усугубляется и радиофармпрепарат не может попасть в это место, и мы видим локальные зоны, где радиофармпрепарат отсутствует. Мы можем оценить зону кровоснабжения, в какой артерии она находится с высокой долей уверенности. Далее направляем пациента на коронарографию. Это уже инвазивное исследование. Когда контраст вводится внутрь сосуда, и далее под рентгеном мы видим, как этот контраст распространяется по сосуду. Если внутри в просвете сосуда имеются атеросклеротические бляжки, то в этом месте контраст не проходит. Таким образом, мы знаем не только место, но знаем процент сужения сосуда, и мы можем предложить возможные варианты лечения этого заболевания. Это то, что касается ишемической болезни сердца. То, что касается артериальной гипертензии, во–первых, мы всегда стараемся уточнить причину артериальной гипертензии: либо это проблемы с почечными артериями, либо это эссенциальная гипертензия, которая считается, что она передается по наследству, либо какие–то другие более экзотические формы артериальной гипертензии. То есть, в начале мы изучаем причину и, если можно ее устранить, устраняем. Если эссенциальная гипертензия, когда мы не можем найти причину, то мы стараемся снизить артериальное давление теми препаратами, о которых мы уже говорили, плюс существует ряд других фармакологических средств, которые это делают очень успешно. И надо сказать, что человек, который приходит вовремя с артериальной гипертензией, жалуются на нее, начинается симптоматическое лечение, то у него вероятность того, что он перенесет тот же инфаркт или инсульт во многие разы снижается по сравнению с человеком, которые ходит с этим своим давление и ходит.

А.Д. – Который пропустил момент.

О.Б. – Я хочу сказать, что лечиться надо в любом моменте. Просто другое дело, что это иногда бывает сложнее на более тяжелых стадиях. И могут быть некие осложнения со стороны других органов. Но, тем не менее, лечится надо всегда. А вот то, что касается аритмии, из более таких совершенных методик – это катетер физиологическое исследование, когда вводится специальный катетер в сердце, и мы стараемся вызвать аритмию. Мы ее вызываем, изучаем ее механизм, изучаем место, откуда она начинается. И дальше решаем вопрос, как ее устранить.

А.Д. – Как потенциальному пациенту попасть в ваш научный центр сердечно–сосудистой хирургии?

О.Б. – Поскольку этот центр сердечно–сосудистой хирургии, то большая часть пациентов приходят на хирургическое лечение. И их или направляют больницы, поликлиники по месту жительства, или они приходят самотеком. У нас есть поликлиническое отделение, куда можно приходить. У нас есть регистратура, в которую можно также и позвонить, и записаться на прием к врачу, который принимает по соответствующей патологии. Далее, решение о том, будет ли этот пациент госпитализирован или нет, принимается на основании сведений поликлинических. То есть, если мы можем амбулаторно человека полечить, то мы, разумеется, его отпускаем. Если требуются какие–то углубленные методики, значит, мы его госпитализируем. То, что касается операций на сердце, а я думаю, что это очень важно, на наш центр выделяется большое количество квот операций, и все хирургические операции, включающие сложные врожденные пороки сердца, приобретенные пороки сердца, ишемическую болезнь сердца, различные заболевания сосудов, как врожденные, так и приобретенные, некоторые виды аритмии – все они включены в перечне этих квот. Человек, приходя к нам с определенными документами, очень простыми – паспорт и так далее, и принося эту квоту, он получает возможность пролечиться, получить минимальное обследование, которое ему необходимо для операции, и хирургическое лечение бесплатно. Это все по этой квоте, которая для нас представляет реальную сумму денег и составляет двести, три тысячи рублей.

Запланируйте визит в наш центр

+7(495)268-03-28

Единый многоканальный телефон
понедельник - пятница с 8.30 до 17.30

ИНСТИТУТ КАРДИОХИРУРГИИ им. В.И. БУРАКОВСКОГО
Москва, Рублевское шоссе, 135
ИНСТИТУТ КОРОНАРНОЙ И СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ
Москва, Ленинский пр-т д.8 к.7